Диссимуляция и дисгравация — сознательная попытка скрыть или преуменьшить признаки имеющегося заболевания. Чаще встречаются в практике военно-врачебной экспертизы или в различных видах профессиональных медицинских экспертиз (например, при освидетельствовании на предмет допуска к вождению транспортных средств, к ношению оружия и т. п.). Могут встречаться у психически больных при проведении МСЭ, но чаще связаны с судебнопсихиатрической экспертной практикой. В МСЭ иногда обусловлены наличием у свидетельствуемого хорошей перспективы профессионального и материального роста, продвижения по службе, стремлением получать пенсию «по выслуге» и т. п. Рентная мотивация у таких свидетельствуемых связана скорее не с отрицательными, а с положительными трудовыми и социальными установками.
При решении проблемы возможного диссимулятивного поведения обследуемого психологу-эксперту следует максимально точно оценить состояние психических процессов, а поскольку свидетельствуемый не может серьезно исказить результаты, то изменения по органическому или астеническому типу, если они есть, отчетливо выявляются, несмотря на утверждения, что «все в порядке» и нет причин для беспокойства. При анализе личности как с помощью экспериментально-психологических методик, так и с помощью психобиографического метода обследуемые достаточно адекватны и откровенны при обсуждении проблем, не касающихся болезни.
В заключение главы следует подчеркнуть, что свидетельствуемый имеет право отказаться от психологического обследования по различным мотивам, в том числе и по механизмам личностной защиты.
Какова же тактика врачебно-экспертной комиссии при выявлении у свидетельствуемого факта установочного поведения? Прежде всего следует подчеркнуть, что экспертиза не кончается данным экспертным диагнозом и заключением. Свидетельствуемый вправе обжаловать экспертное решение в установленном порядке, в том числе и через суд. Следовательно, факт установочного поведения должен быть верифицирован и обоснован. Полученные данные об установочном поведении должны быть зафиксированы в экспертной документации (врач-специалист, психолог-эксперт). Решение о наличии установочного поведения обсуждается всеми членами комиссии и является их коллегиальным мнением.
Упоминание об установочном поведении включается в развернутый клинико-экспертный диагноз после его окончательной полной формулировки. Например, «установочное поведение (по типу агравации)».
При обосновании экспертного решения комиссия также должна оценить его роль и значимость. Обычно используются формулировки «с учетом имеющегося установочного поведения» или «несмотря на имеющееся установочное поведение...» — далее обосновывается то или иное экспертное решение.
