МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА. МАКРОЭКОНОМИКА | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА: ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА. МАКРОЭКОНОМИКА

Монетарная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения, т.е. осуществление прямого воздействия на предложение денег и косвенного — на спрос. Основными инструментами монетарной политики являются:

  • операции на открытом рынке — заключаются в регулировании предложения наличных денег (эмиссия или изъятие банкнот) и безналичных (продажа или покупка государственных ценных бумаг Центральным банком у коммерческих банков);
  • учетно-процентная (дисконтная) политика — состоит в регулировании процентных ставок, по которым коммерческие банки заимствуют резервы у Центрального банка;
  • установление норм обязательных резервов коммерческих банков. Второстепенными инструментами монетарной политики являются:
  • воздействие на фондовый рынок посредством установления предписанной законом маржи (минимального процента первоначального взноса, который должен сделать покупатель акции) с целью ограничения спекуляции;
  • избирательный контроль за кредитом — регулирование объемов кредитования отдельных видов, таких как кредиты под залог биржевых ценных бумаг, потребительские ссуды, ипотечный кредит;
  • рекомендации Центрального банка по проведению политики коммерческими банками с целью регулирования риска и ликвидности банковских операций.

ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Инфляция — социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных секторах экономики. До недавнего времени инфляцию определяли как процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребности товарооборота, вызывающий обесценение денег и рост цен.

Инфляция измеряется с помощью индекса цен, или дефлятора ВНП, который равен отношению объема производства в текущих ценах к объему производства в базисных ценах.

Долговременное снижение уровня цен называют дефляцией (от лат. deflatio — выдувание), а замедление темпов инфляции — дезинфляцией.

Большое значение для анализа экономических процессов имеют инфляционные ожидания — представления экономических агентов о будущем уровне цен. Поэтому инфляционные ожидания, как правило, рассматривают в качестве одного из факторов, определяющих уровень инфляции в стране.

Основными причинами инфляции являются:

  • несбалансированность государственных доходов и расходов;
  • милитаризация экономики;
  • появление институтов, заинтересованных в высоком уровне цен;
  • рост открытости национальных экономик и расширение мирохозяйственных связей (увеличивает опасность импортируемой инфляции);
  • отсутствие контроля за денежной массой и необоснованная эмиссия;
  • политическая и социально-экономическая нестабильность. Различают два основных типа инфляции: инфляцию издержек и инфляцию спроса.

Инфляция издержек рост цен под воздействием увеличения издержек производства, в том числе заработной платы, налогов, процентов и др.

Основными причинами инфляции издержек выступают: олигополистическое ценообразование;финансовая политика государства;рост цен на сырье;действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы.

Смещение кривой совокупного предложения (рис. 7.5) влево AS у —> AS2 отражает увеличение издержек на единицу продукции, возрастание цен Р{ -» Р2 и сокращение объема реального ВНП У] -» Y2. Общее повышение цен приводит к снижению реальных доходов.
Инфляция издержек
Рис. 7.5. Инфляция издержек

Инфляция спроса — нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса, т.е. спрос на товары и услуги не может быть удовлетворен имеющимся предложением. Основными причинами инфляции спроса являются: расширение государственных заказов, увеличение спроса на средства производства в условиях полной загрузки мощностей, рост покупательной способности.

Если достигнута полная занятость, сдвиг кривой совокупного спроса вправо AD{ —>AD2 ведет к росту цен, поскольку производители не могут отреагировать повышением совокупного предложения на повышение совокупного спроса (рис. 7.6).

Инфляция спроса

Рис. 7.6. Инфляция спроса

Различают несколько видов инфляции.

  • По степени роста уровня цен:
  • умеренную (ползучую) — уровень цен возрастает не более чем на 10% в год, деньги не утрачивают покупательную способность;
  • галопирующую — уровень цен возрастает от 20 до 200% в год, в экономике наблюдается снижение покупательной способности денег и рост процентной ставки, деньги теряют функцию средства накопления;
  • гиперинфляция — уровень цен возрастает более чем на 200% в год, темп роста уровня цен опережает темпы роста денежной массы, национальная денежная единица утрачивает функции накопления и обращения.
  • По форме проявления:
    • открытый тип инфляции — в экономике наблюдается рост цен (к данному типу относятся указанные выше три вида инфляции);
    • подавленная (скрытая) инфляция — рост цен может не наблюдаться, а обесценение денег выражается в дефицитах.
  • По характеру роста цен и степени адаптации экономики:
  • сбалансированную — умеренный рост цен, при котором экономические агенты легко адаптируются к инфляции, пропорции в экономике не изменяются;
  • несбалансированную — в экономике наблюдаются различные темпы роста цен на различные товары, экономические агенты не в состоянии приспособиться к экономической ситуации.
  • По степени подвижности:
  • ожидаемую (инертную);
  • неожидаемую (скачкообразную).

Выделяют также импортируемую инфляцию — воздействие внешнего повышения цен на ввозимые товары.

Небольшие темпы инфляции содействуют производству и экономическому росту в экономике. Высокие темпы инфляции приводят к обесценению налоговых поступлений, доходов и к перераспределению национального дохода, подрывают стимулы экономического роста и развития НТП, дезорганизуют хозяйство и затрудняют проведение эффективной макроэкономической политики, осложняют международные кредитные и валютные отношения. Кроме того, инфляция оказывает серьезное воздействие на занятость: уменьшение безработицы сопровождается ростом инфляции.

Взаимосвязь инфляции и безработицы графически отражается кривой Филлипса (рис. 7.7). Монетаристы считают, что кривая Филлипса отражает ситуацию только в коротком периоде. В длительном периоде, несмотря на высокий уровень заработной платы, инфляция продолжает нарастать — кривая Филлипса сдвигается вправо — развивается стагфляция. Поэтому кривая Филлипса является абсолютно неэластичной к изменению цен при достижении полной занятости.

Влияние инфляции на экономику выражено и в законе Оукена: снижение инфляции на 1 % дает повышение безработицы на 2% относительно естественного уровня, что приводит к снижению ВНП на 4-5%.

Современная рыночная экономика является инфляционной по своему характеру, поэтому основная цель государства — проведение такой экономической политики, при которой темпы инфляции будут умеренными.

Небольшие темпы инфляции (ползучая инфляция) стали нормой для современных национальных экономик. В ряде стран с наиболее благоприятной конъюнктурой в последнем десятилетии XX в. наблюдается инфляция на уровне 1—3% в год.

Наиболее высокий уровень гиперинфляции наблюдался в Венгрии с августа 1945 г. по июль 1946 г., когда уровень цен за год вырос в 3,8 • 1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.

Кривая Филлипса

Рис. 7.7. Кривая Филлипса

Инфляционные процессы в России в условиях плановой экономики носили скрытый характер и выражались в товарных дефицитах, поэтому при переходе к рыночным отношениям в 1992 г. цены выросли в 26 раз.

Первоначально инфляция в России по своему характеру являлась инфляцией спроса, в настоящее время представляет собой инфляцию издержек. Государство проводит активную антиинфляционную политику, что способствует замедлению темпов роста цен: в 1995 г. цены выросли в 2,3 раза, в 2002 г. цены выросли на 15,1%, в 2005 г. — на 12,7%, в 2012 г. — на 6,6%, в 2013 г. — на 6,5%, в 2014 г. — на 11,4%* . При этом темпы инфляции в России выше, чем в США, в 5 раз в 2010 г. и почти в 2,6 раза в 2011 г. и в зоне

Макроэкономическая статистика. Банк Россини. URL: http://www.cbr.ru.

Евросоюза в 5 раз и в 2,2 раза соответственно[1]. В настоящее время сформировалось два варианта антиинфляционной политики:

  • использование рыночных регуляторов — политика либерализации, введение свободных цен при ограничении роста заработной платы, сокращение государственного сектора в экономике и проведение политики сбалансированного бюджета;
  • активное государственное вмешательство — замораживание роста цен и заработной платы, стимулирование предпринимательства и сбережений, снижение налогов, поддержка основных отраслей национальной экономики, регулирование внешней торговли.

Одним из новых методов регулирования инфляции, в настоящее время широко распространенным в мире, является таргетирование инфляции — формирование целевых ориентиров темпов роста уровня цен. Данный метод регулирования применяется с 1990 г. в таких странах, как Новая Зеландия, Канада, Великобритания, Швеция, Финляндия, Австралия, Испания, Израиль, Чехия и Чили. В России отдельные элементы таргетирования инфляции провозглашались Центральным банком Российской Федерации с 1996 г.

В целом антиинфляционную политику определяют: социально- политическая обстановка в стране, политика определения ставки заработной платы, скоординированность действий правительства и частного сектора, сбалансированность фискальной, денежно- кредитной и валютной политики.


Comments are closed.