Перейдем к рассмотрению более глубоких семейных дисфункций с точки зрения коммуникативного подхода и употребления ПАВ подростками в семьях такого типа.
Начнем с того, что коммуникация это обмен сообщениями, который осуществляется как с помощью речи, так и невербальными средствами. П.Вацлавик (1974) отмечал, что: «Исключить коммуникацию невозможно, ибо всякое поведение в присутствии другого человека есть коммуникация». А метакоммуникация это комментарий по поводу коммуникации. Метакоммуникация обычно представляет собой сигналы, помогающие правильно понять контекст сообщения [6, С.48-49]. То есть, кроме передачи информации о содержании коммуникации предполагает передачу сообщения об отношении в виде воздействия на партнера путем неявного убеждения, установки, команды или метакоммуникативного послания, и именно они определяют характер взаимодействия членов семьи, его параметры.
В.Сатир (1967) подчеркивала, что если содержание и установка совпадают, то отношение между людьми можно считать гармоничными, конгруэнтными. Если два уровня коммуникации не конгруэнтны, то отношения между людьми, скорее всего, будут отмечены дисгармонией и патологией [4, С.258]. Патология служит гомеостатическим механизмом, благодаря которому члены семьи поддерживают функциональный баланс своей системы [4, С.256].
Симптомы же являются не только характеристиками состояния, но и выражением отношения между людьми и служат средствами достижения некоторых тактических целей в отношениях с близкими. Симптоматическое поведение может выполнять функцию скрытой, парадоксальной коммуникации между людьми. Симптом превращается в закодированное сообщение и исключает открытое обсуждение проблем в семье. Информация приобретает симптоматическую форму и часто противоречит вербальным высказываниям.